Справка
о промежуточных результатах реализации областного творческого проекта
«Создание и функционирование ресурсного центра «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников»
2024/2025 учебный год
Руководитель проекта: |
Мясникова Елена Валерьевна |
тел.: 8(02136)2 35 92 |
адрес УО: 211060 Витебская область, Толочинский район, г.п. Коханово, ул.Оршанская, д.97а |
e-mail: detsad.kohanovo1@tolochin.vitebsk-region.gov.by |
Коханово, 2025
Общие сведения
Государственное учреждение образования «Кохановский детский сад №1»
Заведующий: Мясникова Елена Валерьевна
Участники реализации проекта:
Руководитель проекта: Мясникова Е.В., заведующий государственного учреждения образования «Кохановский детский сад №1»
Координатор творческого проекта в учреждении дошкольного образования: Крупич Татьяна Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение творческого проекта: Поплавская Наталья Владимировна, педагог-психолог
Основные участники творческого проекта среди педагогических работников учреждения дошкольного образования: Колбенкова Светлана Валентиновна, Комарова Татьяна Леонидовна, Смирнова Ирина Николаевна, воспитатели дошкольного образования; Красовская Елена Николаевна, руководитель физического воспитания, Цыбульская Лилия Александровна, музыкальный руководитель.
Участники творческого проекта среди обучающихся:
воспитанники государственного учреждения образования «Кохановский детский сад №1».
Консультант проекта: Остапюк Оксана Владимировна, начальник отдела дошкольного образования государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».
Отчет составил: Крупич Татьяна Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности.
Актуальность проекта
Необходимость модернизации системы образования обусловила создание и развитие ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в новых социально-экономических условиях. С этих позиций ресурсный центр представляет собой структурный комплекс, включающий информационные, кадровые, учебно-методические ресурсы, обеспечивающий подготовку педагогических кадров, способных осуществить качественное дошкольное образование детей.
Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о порядке создания и функционирования ресурсного центра (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2023 № 39).
Деятельность ресурсного центра направлена на построение сети методической поддержки педагогов учреждений образования района, области, реализующих программу дошкольного образования, обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества образования; развитие новых педагогических, информационных технологий обучения; апробацию новых финансовых механизмов повышения качества процесса и результата дошкольного образования.
Направление работы ресурсного центра также является значимым и должно быть актуальным для реализации цели и задач современной системы образования.
Необходимость модернизации системы образования обусловила создание и развитие ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в новых социально-экономических условиях. С этих позиций ресурсный центр представляет собой структурный комплекс, включающий информационные, кадровые, учебно-методические ресурсы, обеспечивающий подготовку педагогических кадров, способных осуществить качественное дошкольное образование детей.
Приоритетным направлением развития и совершенствования системы дошкольного образования в Республике Беларусь является создание здоровьесберегающей системы и безопасных условий жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования. Наши дети – наше будущее…. Это всем известная истина, особенно с учётом социальных ценностей нашего государства. Но при этом на слуху различные чрезвычайные происшествия, которые происходят с детьми в тех или иных учреждениях образования. Кто несёт за них ответственность? Как и кем обеспечивается безопасность детей в дошкольном учреждении? В этих вопросах нам следует разобраться.
Вопросы охраны жизни и здоровья детей закреплены Кодексом Республики Беларусь об образовании, постановлением Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, «Требованием для учреждений дошкольного образования», постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования» и иными нормативными правовыми документами.
Современная жизнь доказала необходимость безопасной жизнедеятельности, потребовала обучение сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила учреждение образования перед необходимостью систематизации работы по трём направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
С этой целью государственное учреждение образования «Кохановский детский сад №1» несколько лет работало над годовой задачей по безопасности жизнедеятельности, начиная с 2018 года, которая расширялась и совершенствовалась. Так, если вначале перед коллективом была поставлена задача: «Формирование представлений о значимости правильного безопасного поведения, используя активные формы и методы работы с детьми», то в дальнейшем - задача по формированию культуры безопасного поведения во взаимодействии с семьёй, используя созданную предметно-пространственную среду дошкольного учреждения.
Администрация учреждения образования ставит перед собой задачу, в первую очередь, в создании условий для формирования у воспитанников навыков безопасности. Таким образом, в каждой возрастной группе имеются центры активности по безопасности. На территории учреждения создана площадка по правилам дорожного движения, где представлены дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и др., оборудована комната безопасности – многомерное, многофункциональное пространство, цветовое решение стен которой соответствует службам по обеспечению безопасности.
Наибольшая наполняемость дидактическим и игровым материалом, специально созданная игровая пространственная среда и ряд других педагогических условий достигается только при создании ресурсного центра, где собран весь материал по одной тематике, наблюдается максимальная его концентрация. Это в полной мере позволяет использовать интерес детей, чтобы войти в мир безопасности, расширить их представления о возможных опасностях и путях их предотвращения.
В связи с этим, педагогами, были выявлены следующие противоречия:
между актуальностью темы безопасности и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
между необходимостью развития у детей навыков безопасного поведения в разных ситуациях и недостаточно содержательно наполненной развивающей предметно-пространственной среды для ее осуществления;
между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников и недостаточной компетентностью родителей в данном вопросе.
Пути решения указанных противоречий и наметили цель и задачи данного творческого проекта.
Цель: Распространение перспективного педагогического опыта по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников через функционирование ресурсного центра.
Задачи:
повышение потенциала системы образования учреждения, района за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов;
информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
ведение инновационной, проектной деятельности;
выявление образовательных потребностей педагогических работников;
консультирование педагогических работников учреждений дошкольного образования, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам образования;
распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям;
эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
Содержание работы участников проекта
Определены основные направления деятельности Проекта. В соответствии с планом проведена следующая работа:
Организационно-методическая:
организация и осуществление деятельности по пропаганде педагогического опыта работы;
составление аннотированного списка литературы по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников»;
пополнение книжного фонда, видеотеки материалами о безопасности жизнедеятельности воспитанников, составление сценариев, конспектов занятий по формированию навыков ОБЖ у воспитанников;
организация консультативной помощи по основам безопасности жизнедеятельности для педагогов района и области.
Проведена диагностика готовности педагогов к реализации творческого проекта, уровня профессионализма и компетентности воспитателей (октябрь 20204г., Поплавская Н.В., педагог-психолог).
В октябре 2024г. педагогом-психологом изучены психологические и диагностические основы современных требований к содержанию и организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников. Заместителем заведующего по основной деятельности Крупич Т.А. разработана система научно-методического сопровождения Проекта. Ежеквартально на сайте учреждения образования в рубрике «Ресурсный центр» осуществлялось обновление материала, отражающего процесс и результаты работы учреждения образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников
Мероприятия с педагогами
Проведён смотр-конкурс «Создание безопасного образовательного пространства» (сентябрь 2024 г.);
смотр-конкурс «Интерактивная игра по безопасности» (ноябрь 2024г.). В результате было создано 7 компьютерных игр по ОБЖ.
Проведен семинар-практикум «Здоровье ребёнка и безопасность» (Декабрь 2024г., январь, февраль 2025г., Крупич Т.А., заместитель заведующего по основной деятельности) с коллективными просмотрами занятий (см. Мероприятия с воспитанниками), консультация для педагогов «Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (январь 2025г., Крупич Т.А., заместитель заведующего по основной деятельности).
31.01.2025г. состоялась встреча и практическое занятие с начальником центра пропаганды безопасности жизнедеятельности областного центра МЧС Турковой Н.В.
Педагоги приняли участие в конкурсах:
- Республиканский фестиваль «Безопасное детство – 2024». Номинации: «Уголок безопасности», «Дидактическая игра», «Гордимся, что научили», Комарова Т.Л., воспитатель дошкольного образования, номинация «Азбука безопасности», Крупич Т.А., заместитель заведующего по основной деятельности (диплом 2 степени районного этапа фестиваля).
- Областной конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». Номинация «Интерактивный плакат». Тема: «Дети и безопасность». Колбенкова С.В., воспитатель дошкольного образования.
- Областной конкурс «Цифровые образовательные ресурсы: воспитательный потенциал». Обучающий видеоролик «О безопасном поведении детей дома». Островская И.Ю., воспитатель дошкольного образования.
- Областной конкурс «Педагогический олимп». Номинация «Расту, играя». Видеоролик «Мы играем в баскетбол». Красовская Е.Н., руководитель физического воспитания.
- Районный педагогический фестиваль «Все грани мастерства». Номинация «Интерактивный плакат». Тема: «Дети и безопасность». Колбенкова С.В., воспитатель дошкольного образования.
Мероприятия с воспитанниками
Работа с воспитанниками была направлена на выполнение плана работы Проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников».
В каждой возрастной группе ежеквартально проводились тематические недели по основам безопасности жизнедеятельности. В весенние каникулы проведён День безопасности «Правила поведения всем без исключения» с использованием площадки по правилам дорожного движения, комнаты безопасности. Проведены коллективные просмотры:
- «Осторожно, электроприборы», занятие в средней группе по образовательной области «Ребёнок и общество». Смирнова И.Н., воспитатель дошкольного образования.
- «ОБЖ и эмоции», тренинг по безопасности жизнедеятельности. Поплавская Н.В., педагог-психолог.
- «Что такое хорошо, что такое плохо», занятие в первой младшей группе по образовательной области «Ребёнок и общество». Колбенкова С.В., воспитатель дошкольного образования.
- «В гостях у тёти Кошки», музыкальный праздник в старшей группе. Цыбульская Л.А., музыкальный руководитель.
В апреле 2025 года проведены учебно-тренировочные мероприятия по эвакуации.
Неоднократно проводились встречи с сотрудниками отдела пропаганды районного отдела по чрезвычайным ситуациям, которые включали в себя беседы, дидактические и подвижные игры, демонстрацию видеороликов, мультфильмов по безопасности жизнедеятельности, отработку практических навыков в экстремальных ситуациях.
Мероприятия с семьями воспитанников включили в себя письменные консультации: «Чтобы не случилось беды» (сентябрь 2024г.), «Правила дорожные знать каждому положено» (март 2025г., Крупич Т.А., заместитель заведующего по основной деятельности);
родительские собрания посвящены теме безопасности. Так, проведено общее родительское собрание в ноябре 2024г. «Профилактика насилия в семье», в феврале 2025 года на тему: «Безопасность детей – забота общая»; в феврале 2024 г. – «Безопасность детей – ответственность и забота взрослых»; в июне 2025 года - «Безопасное лето для детей». Групповые родительские собрания включали вопросы безопасности жизнедеятельности «Безопасность вашего ребёнка в ваших руках» (все возрастные группы).
Законные представители воспитанников всех возрастных групп стали активными участниками конкурсов, праздников, спортивных мероприятий. Семья Е.Древаль создала видеоролик «Гордимся, что научили».
Налажена организация сетевого взаимодействия, то есть, обеспечение доступности информационного пространства для участников образовательного процесса района, предоставление возможности дистанционного консультирования, взаимодействие с другими учреждениями дошкольного образования.
Оценка результатов реализации творческого проекта
Результатом первого года создания и функционирования ресурсного центра «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников» стало:
- распространение перспективного педагогического опыта по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников через разнообразные формы работы (см. таблицу);
- сформированность у воспитанников нашего учреждения навыков безопасного поведения в бытовых ситуациях;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды учреждения, групп по основам безопасности жизнедеятельности;
- активное использование педагогами учреждения приёмов ИКТ;
- повышение уровня педагогической грамотности родителей по вопросам формирования основ безопасности жизнедеятельности детей посредством взаимодействия с педагогами учреждения.
Представление результатов реализации проекта
№ п/п |
Автор |
Название (тема) выступления / занятия |
Форма и/или название мероприятия |
Уровень, дата проведения мероприятия |
1. |
Смирнова Ирина Николаевна, воспитатель
Цыбульская Лилия Александровна музруководит.
|
1. Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» в средней группе «Осторожно, электроприборы!» 2. Музыкальный праздник «В гостях у тёти Кошки»
|
Семинар-практикум «Здоровье ребёнка и безопасность», УМО для воспитателей групп среднего, старшего дошкольного возраста, музруководит |
25.02.2025
|
2. |
Крупич Татьяна Александровназаместитель заведующего по основной деятельности |
Презентация «Педагогическая студия» или работа с кадрами в рамках деятельности районного ресурсного центра «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников» |
УМО заведующих и заместителей заведующих по основной деятельности |
15.05.2025 |
Проблемы и перспективы реализации проекта
На рефлексивно-аналитическом этапе, с сентября 2025 по май 2026 года, будет организована работа по соотнесению результатов и анализа итогов творческого проекта с поставленными целями; изучены компетенции воспитанников по основам безопасности жизнедеятельности; проведено анкетирование родителей по выявлению трудностей и запросов по формированию представлений безопасности жизнедеятельности, по выработке навыков безопасного поведения воспитанников, удовлетворённости по итогам реализации проекта.
Количество просмотров: