Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей.
Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Однако такой вариант семейного досуга могут позволить себе те, кто живет в городской местности, или семьи, имеющие определенный материальный достаток, обеспечивающий возможность организации поездки всей семей в областной центр или столицу нашей республики.
Поэтому альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической и экологической культуры детей, знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к памятнику на площади, по улицам родного города (агрогородка, деревни) обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.
При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогических работников, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки, об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми, об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки.
Непосредственная разработка самого маршрута включает в себя:
- определение логистики маршрута;
- отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;
- подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;
- определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);
- оформление «маршрута выходного дня».
Внедрение в практику учреждения дошкольного образования «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:
- информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;
- получение обратной связи в процессе общения с детьми (организация утреннего сбора в группе в понедельник: обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения; мини-сообщения детей о месте посещения с опорой на модель или наглядный материал);
в процессе вовлечения детей и родителей в создание тематической выставочной экспозиции «Веселые выходные» («Папа, мама, я – отдыхающая семья», «Семейные выходные», «Как мы провели выходные»): оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей рисунков «Мой выходной день»;
трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикации в средствах массовой информации и т.п.
При разработке «маршрута выходного дня» педагогам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
Определение логистики маршрута, выбор темы
Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Логистика маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный). Рекомендуемая положительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени – 1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.
Примерная тематика «маршрутов выходного дня»:
- «Времена года в городском парке» и др.;
- «Краеведческий музей»;
- «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего города», «Архитектура города», «Детский парк» и др.;
- «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.
Отбор и изучение объектов
В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и др.
Критерии оценки объектов для включения в маршрут: познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность) объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, доступность и безопасность.
Подготовка познавательной информации об объектах маршрута
Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку на нее посредством размещения QR-кодов на информационных стендах и других наглядно-информационных материалах.
Требования к тексту: краткость, четкость, содержательность, соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.
Отбор литературных произведений
Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.
Подбор игровых заданий
Осуществляется исходя из темы и логистики маршрута прогулки, с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с участием 2-4 человек.
Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки
Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.
Оформление «маршрута выходного дня»
«Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно
использовать фразу «Расскажите ребенку…», «Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.)
Какие вопросы задать ребенку. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребенка …», «Поинтересуйтесь у ребенка…», «Уточните, знает ли Ваш ребенок…» и т.п.)
В какие игры поиграть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребенком…», «Поиграйте с ребенком…» и т.п.)
Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «После прогулки предложите своему ребенку … (нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать).», «Сделайте вместе с ребенком» и т.п.)
Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:
Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.
Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.
Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте.
Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.)
Дополнительная информация (рекомендации) в «маршруте выходного дня» (указывается при необходимости):
- время работы (музея, библиотеки и т.п.);
- стоимость билета (при необходимости);
- как добраться (карта, схема проезда и т.п.);
- сайт (если социальный объект);
- что с собой взять (при посещении природного объекта);
- потенциально опасные места на маршруте (перекресток, крутой склон и т.п.).
Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:
- название памятника;
- местонахождение памятника (город, улица, № дома и т.д.);
- дата открытия памятника, сведения об авторе;
- описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);
- историческое событие (личность), которому посвящен памятник;
- фотография, рисунок или план памятника.
Примерная схема описания природоведческой объекта для включения в «маршрут выходного дня»:
- название;
- местоположение;
- характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почва, и т.п.);
- ценность объекта (научная, учебная, оздоровительная);
- значение объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);
- использование объекта;
- перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;
- схема, план, фотография
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Консультации для педагогов