Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Страничка педагога-психолога

Страничка педагога-психолога

Как научить ребёнка уважать старших

Как научить ребёнка уважать старших

У многих народов мира всегда было принято почитать старших. Пожилых людей окружали заботой и вниманием, к ним прислушивались, недаром и пословица сложилась: «От совета старых – голова не болит». Однако сейчас мы частенько наблюдаем острейший разрыв «через поколение»: наши собственные дети ни во что не ставят наших же родителей – то есть, своих родных бабушек и дедушек.

В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество, в котором не уважают старших, в котором не заботятся о женщинах и детях, это общество обречено на страдания». Кстати, в нищей, по сравнению с Россией, Индии практически отсутствует система государственных пенсий. Но вот парадокс – сдать старика в дом престарелых, или просто бросить его на произвол судьбы считается тяжелейшим позором. Взрослые дети сами содержат пожилых родителей, и ни в чем им не отказывают – по мере возможностей, разумеется. С таким же почтением они учат относиться к бабушкам и дедушкам собственных детей. Что же у нас пошло не так?

• Той же монетой

Заметив подобную проблему в собственной семье и решив отмахнуться от нее, вы забываете об одном простом, но безотказном правиле – «правиле бумеранга». Еще проще – «как аукнется, так и откликнется». Если сейчас вы позволяете своим детям пренебрежительно относиться к пожилым родственникам, то никто не сможет поручиться за то, что вы сами в старости окажетесь никому не нужными.

Пока еще не поздно, начинайте ориентировать своих детей на уважение к старости. Причем не важно, «свои» это старики или «чужие»: дети должны понимать, что относиться к пожилым людям следует по-особенному. С чего начать? Да с самых простых вещей, которым нас самих когда-то учили в детстве: уступить место старику в транспорте, или помочь старушке донести до дома сумку с продуктами.

Понаблюдайте, как ваш ребенок общается со «случайными» взрослыми, вроде старушки у подъезда или продавца в магазине. Это скажет вам о многом: если трехлетке еще допустимо не здороваться первым со взрослыми людьми и «тыкать» им, то младший школьник уже совершенно четко должен соблюдать правила приличия. Однако учтите – все ваши правильные и мудрые слова об уважении к старости так и останутся просто словами, если вы сами позволяете себе в отношениях с пожилыми людям недопустимые вещи.

• Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку

Ни для кого не секрет, что ребенок всегда копирует родительские привычки и поведение. И потому задумайтесь, как часто вы сами (тем более – в присутствии детей), выясняете отношения со старшими родственниками на повышенных тонах: с раздражением реагируете на их замечания и поучения, на то, что родители все чаще стали что-то забывать или жаловаться на недомогание и усталость? Не обвиняете ли вы их при случае в том, что они что-то вам «недодали» или «недолюбили»?

Если все это происходит регулярно, тем более на глазах у ребенка, тогда не стоит удивляться тому, что и он начнет так же относиться к бабушкам и дедушкам. Более того – вы сами, своим собственным поведением, программируете для себя несчастную старость, без тепла и заботы со стороны родных детей.

Конечно, солидный возраст еще не является волшебным ключиком, который обязан открывать все сердца. Вполне возможно, что у вас по вполне веским причинам не сложились отношения с собственными родителями или с родителями супруга. Но ведь это именно те люди, лишь благодаря которым вы, ваша половинка, да и ваши дети тоже, появились на свет. Поэтому необходимо вместе с ребенком пройти по простой схеме, цель которой – достойные отношения в семье.

• Если внуки веселы – бабушка подавно

1. Вспомните, какую длинную и, наверняка, нелегкую жизнь прожили бабушки и дедушки. Расскажите ребенку (а заодно напомните и себе), сколько всего им пришлось пережить. А потом представьте, как это сложно – вступать в пожилой возраст, с сопутствующими ему болезнями, хворями, маленькой пенсией. Поставьте себя на их место. Вам стало их хоть немного жалко? Тогда приступаем к следующему этапу.

2. Достаньте семейные фотографии, расскажите ребенку историю ваших родителей. Наверняка в их биографии найдется, чем гордиться. Просто посмотрите непредвзято, со стороны, как будто речь идет о посторонних людях. А еще вспомните свое детство: наверняка ваша мама недосыпала ночами, чтобы ваша школьная форма всегда была идеально отглажена, а папа брал бесконечные подработки, чтобы содержать семью. Вы почувствовали уважение? Тогда переходим к самому главному – к любви.

3. Не стесняйтесь проявлять свои чувства по отношению к родителям. Искренне сказав: «мама, я тебя обожаю» или «папа, что бы мы без тебя делали», вы не только сделаете приятно пожилому человеку, но и подадите пример собственному малышу в открытом проявлении привязанности. Будьте корректны по отношению к старшим родственникам, никогда не злословьте за их спиной. Даже если они в чем-то неправы, старайтесь быть терпимее, и тогда появится больше шансов на то, что ваши собственные дети спустя многие годы сделают поправку уже на ваш возраст.

И помните еще одно важное правило: никогда не рано начинать учить ребенка заботиться о других членах семьи. Даже детсадовец способен принести бабушке теплую кофту, или подать чашку чая, или просто спросить ее, как она себя сегодня чувствует. Чем раньше малыш осознает, что он тоже может о ком-то заботиться и приносить реальную пользу, тем меньше вероятность того, что он вырастет жестким и бессердечным человеком.


Как поступить, если ребёнок ведёт себя неправильно

Как поступить, если ребёнок ведёт себя неправильно

КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ ВЕДЁТ СЕБЯ НЕПРАВИЛЬНО

С детскими истериками, драками, враньем и малоприятными выходками сталкиваются практически все родители. Не все в этом признаются, чтобы не разрушать имидж безупречной семьи. Хотя любые «безобразные», и как нам кажется, «бессмысленные» выходки всегда объяснимы. Поняв их причину, мы не только сможем спокойнее их воспринимать, но и поможем крохе справиться с «болезнями роста», которыми, как правило, они и вызваны. Как бы ни были велики «прегрешения» малыша, не противопоставляйте его семье. «Никогда бы не поверила, что мой ребенок может лгать!» и т. д. — так вы словно отрекаетесь от него. С его точки зрения, это значит: раз ты такой, то больше ты нам не нужен. 

И КРИЧИТЕ БУКВУ «А» 

Чадо вопит посреди супермаркета, требуя жвачку или газировку. Или скандалит на площадке, не желая уступать место на качелях. Или просто улеглось на пол и заходится в крике, отказываясь от любых переговоров. 

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ? 

Перевозбуждение — посещение непривычно людного места: гипермаркета, развлекательного центра, ресторана — может переутомить эмоционально неустойчивого ребенка, что приведет к истерике Недостаток внимания — кроха ждет, что во время похода, например, в игровой центр вы будете полностью в его распоряжении, а вы болтаете по телефону или уткнулись а айпод. Неумение рассказать о своих чувствах — малышу трудно понять и тем более рассказать, что его обидело, испугало. Истерика может быть проявлением негативных эмоций. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

Молча возьмите ребенка на руки и уйдите с ним в малолюдное место. Крепко прижмите скандалиста к себе и держите, пока он не успокоится. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: пока малыш не умолкнет, ничего не говорите: в такой ситуации вы вряд ли скажете что-нибудь разумное. 

СОВЕТ: если есть возможность, побрызгайте рыдающему ребенку в лицо прохладной водой (в туалете кафе или торгового центра) или протрите влажной салфеткой. Помогите крохе разобраться в чувствах: 

«Ты обиделся, что я не купила тебе чипсы?», 

«Испугался, что врач сделает тебе больно?». 

ВАЖНО: не ругайте и не наказывайте малыша за бурное проявление чувств, но дайте понять, что для вас оно неприемлемо: «Мне было неприятно, что ты скандалил в магазине», «Мы всем мешали в вагоне, это нехорошо». 

Я ИДУ ПОКА ВРУ... 

О, ужас! Вы выясняете, что рассказы вашего чада, мягко говоря, расходятся с реальностью. Что это — дурные наклонности? Дефекты воспитания? На самом деле иногда врут все дети. Более того, считается, что умение врать свидетельствует о нормальном развитии абстрактного мышления и правильном формировании социальных навыков (если ребенок не хочет признаваться, что совершил плохой поступок, значит, понимает, что поступил нехорошо). 

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ? 

Отсутствие ярких впечатлений в реальности — ребенок выдумывает воображаемых друзей и вымышленные впечатления, чтобы скрасить серые будни. Если «игры» с придуманным другом занимают слишком большое место в жизни малыша, возможно, он испытывает сложности в общении и ему требуется помощь родителей или психолога, чтобы наладить отношения со сверстниками. Заниженная самооценка — кроха может рассказывать о мнимых успехах и достижениях, чтобы скрыть разочарование от неудач. Недостаток внимания со стороны взрослого — желая привлечь внимание родителей, дети часто рассказывают небылицы Страх перед наказанием — если вы слишком сурово наказываете ребенка за провинности, он, скорее всего, будет изо всех сил стараться скрыть проступок. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

• Никогда не лгите ребенку и не говорите при нем неправды другим. 

• Не наказывайте, если он сказал вам правду, какой бы она ни была. Кроха должен знать, что в любой ситуации он может рассчитывать на вашу помощь и поддержку. 

• Не старайтесь все время его воспитывать, хотя бы полчаса в день посвящайте исключительно общению — играйте, читайте, просто разговаривайте с малышом. 

•Наполните жизнь ребенка реальными, а не вымышленными приключениями. 

• Научите отпрыска разграничивать реальность и вымысел. 

СОВЕТ: выслушав очередную завиральную историю, спокойно похвалите: «Отлично придумал! Давай я запишу твои приключения, а ты нарисуешь к ним картинки». 

ТВОЕ МОЕ И... МОЕ — МОЕ! 

Едва осознав самоценность собственной личности, человечек открывает, что у него, оказывается, есть еще и собственное имущество: кроватка, горшок, игрушки. Но как далеко простираются его владения? Этого он пока не знает и переводит в разряд собственных любые заинтересовавшие его предметы, без церемоний прихватывая на детской площадке чужую лопатку или машинку. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

Предложите владельцу игрушки взаимовыгодный обмен, но если договориться не получается, добейтесь, чтобы ребенок вернул ему его имущество. Даже если малыш очень расстроен или возмущен, постарайтесь спокойно объяснить ему свое решение: «Это чужое, брать чужое без спросу нельзя!» 

ВАЖНО: Родители владельца имущества обычно стараются замять конфликт: да ладно, пусть берет, потом как-нибудь вернете. А еще и упрекают обиженного: как не стыдно жадничать! Но тогда обидчик может решить, что имеет право взять чужое, что это и не чужое вовсе, а его. А обиженный думает, что, раз его собственность можно так легко отдать другому, то и ему можно брать чужие вещи. Однако не стоит надеяться, что, осознав со временем границу между своим и чужим, ребенок не будет периодически испытывать ее на прочность. Но теперь, зная или догадываясь о неблаговидности своих поступков, всячески постарается скрыть факт кражи. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: чаще всего дети говорят, что нашли игрушку или что им ее подарили. И хотя, как правило, речь идет именно о краже, родители почти всегда наивно верят историям о щедрых друзьях по детскому саду и растяпах, беззаботно разбрасывающих по площадке кукол и коллекционные машинки. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

• Если ребенок говорит, что нашел игрушку, предложите ему повесить объявление в детском саду или на площадке, опросить приятелей: вдруг найдется хозяин? 

• Если кроха утверждает, что игрушку ему подарили, расспросите поподробнее, как это произошло, кто подарил, сделал ли он ответный подарок. Обычно дети довольно быстро признаются, что взяли вещь без спросу. 

• Если вы уверены, что малыш взял какую-то вещь, но ему трудно в этом сознаться, подскажите, что ее можно незаметно положить на место, например: «У нас дома, видимо, завелся домовой и утащил мои духи. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». 

ВАЖНО: ругая чадо, вы добьетесь только того, что следующую кражу он совершить куда более осмотрительно. Тем более нельзя навешивать не него ярлыки, называя воришкой или пророчить ему криминальное будущее. Дайте понять, что украденное необходимо вернуть и извиниться. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если малышу трудно или стыдно сделать это самому, пойдите вместе с ним и поддержите его. Помогите крохе разобраться, почему он так поступил, задав ему наводящие вопросы: «Тебе хочется такую же Братс, как у Кати?» Объясните, что, даже если ему очень нравится чужая вещь, брать ее все равно нельзя. 

«СПИСОК МЕЧТ» 

Чтобы крохе было легче избежать соблазнов, предложите ему составить «лист желаний» и вписывать туда все заветные мечты, а затем обсуждать их осуществимость. Можно, например, делать это при помощи специальных значков: звездочка — быстро осуществимое желание, часики — придется немного подождать, елочка — давай попросим Деда Мороза, крестик — пока мы не можем это купить. Видя, что вы всерьез относитесь к его желаниям и по мере сил выполняете их, ребенок, скорее всего, перестКАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ ВЕДЁТ СЕБЯ НЕПРАВИЛЬНО

С детскими истериками, драками, враньем и малоприятными выходками сталкиваются практически все родители. Не все в этом признаются, чтобы не разрушать имидж безупречной семьи. Хотя любые «безобразные», и как нам кажется, «бессмысленные» выходки всегда объяснимы. Поняв их причину, мы не только сможем спокойнее их воспринимать, но и поможем крохе справиться с «болезнями роста», которыми, как правило, они и вызваны. Как бы ни были велики «прегрешения» малыша, не противопоставляйте его семье. «Никогда бы не поверила, что мой ребенок может лгать!» и т. д. — так вы словно отрекаетесь от него. С его точки зрения, это значит: раз ты такой, то больше ты нам не нужен. 

И КРИЧИТЕ БУКВУ «А» 

Чадо вопит посреди супермаркета, требуя жвачку или газировку. Или скандалит на площадке, не желая уступать место на качелях. Или просто улеглось на пол и заходится в крике, отказываясь от любых переговоров. 

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ? 

Перевозбуждение — посещение непривычно людного места: гипермаркета, развлекательного центра, ресторана — может переутомить эмоционально неустойчивого ребенка, что приведет к истерике Недостаток внимания — кроха ждет, что во время похода, например, в игровой центр вы будете полностью в его распоряжении, а вы болтаете по телефону или уткнулись а айпод. Неумение рассказать о своих чувствах — малышу трудно понять и тем более рассказать, что его обидело, испугало. Истерика может быть проявлением негативных эмоций. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

Молча возьмите ребенка на руки и уйдите с ним в малолюдное место. Крепко прижмите скандалиста к себе и держите, пока он не успокоится. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: пока малыш не умолкнет, ничего не говорите: в такой ситуации вы вряд ли скажете что-нибудь разумное. 

СОВЕТ: если есть возможность, побрызгайте рыдающему ребенку в лицо прохладной водой (в туалете кафе или торгового центра) или протрите влажной салфеткой. Помогите крохе разобраться в чувствах: 

«Ты обиделся, что я не купила тебе чипсы?», 

«Испугался, что врач сделает тебе больно?». 

ВАЖНО: не ругайте и не наказывайте малыша за бурное проявление чувств, но дайте понять, что для вас оно неприемлемо: «Мне было неприятно, что ты скандалил в магазине», «Мы всем мешали в вагоне, это нехорошо». 

Я ИДУ ПОКА ВРУ... 

О, ужас! Вы выясняете, что рассказы вашего чада, мягко говоря, расходятся с реальностью. Что это — дурные наклонности? Дефекты воспитания? На самом деле иногда врут все дети. Более того, считается, что умение врать свидетельствует о нормальном развитии абстрактного мышления и правильном формировании социальных навыков (если ребенок не хочет признаваться, что совершил плохой поступок, значит, понимает, что поступил нехорошо). 

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ? 

Отсутствие ярких впечатлений в реальности — ребенок выдумывает воображаемых друзей и вымышленные впечатления, чтобы скрасить серые будни. Если «игры» с придуманным другом занимают слишком большое место в жизни малыша, возможно, он испытывает сложности в общении и ему требуется помощь родителей или психолога, чтобы наладить отношения со сверстниками. Заниженная самооценка — кроха может рассказывать о мнимых успехах и достижениях, чтобы скрыть разочарование от неудач. Недостаток внимания со стороны взрослого — желая привлечь внимание родителей, дети часто рассказывают небылицы Страх перед наказанием — если вы слишком сурово наказываете ребенка за провинности, он, скорее всего, будет изо всех сил стараться скрыть проступок. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

• Никогда не лгите ребенку и не говорите при нем неправды другим. 

• Не наказывайте, если он сказал вам правду, какой бы она ни была. Кроха должен знать, что в любой ситуации он может рассчитывать на вашу помощь и поддержку. 

• Не старайтесь все время его воспитывать, хотя бы полчаса в день посвящайте исключительно общению — играйте, читайте, просто разговаривайте с малышом. 

•Наполните жизнь ребенка реальными, а не вымышленными приключениями. 

• Научите отпрыска разграничивать реальность и вымысел. 

СОВЕТ: выслушав очередную завиральную историю, спокойно похвалите: «Отлично придумал! Давай я запишу твои приключения, а ты нарисуешь к ним картинки». 

ТВОЕ МОЕ И... МОЕ — МОЕ! 

Едва осознав самоценность собственной личности, человечек открывает, что у него, оказывается, есть еще и собственное имущество: кроватка, горшок, игрушки. Но как далеко простираются его владения? Этого он пока не знает и переводит в разряд собственных любые заинтересовавшие его предметы, без церемоний прихватывая на детской площадке чужую лопатку или машинку. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

Предложите владельцу игрушки взаимовыгодный обмен, но если договориться не получается, добейтесь, чтобы ребенок вернул ему его имущество. Даже если малыш очень расстроен или возмущен, постарайтесь спокойно объяснить ему свое решение: «Это чужое, брать чужое без спросу нельзя!» 

ВАЖНО: Родители владельца имущества обычно стараются замять конфликт: да ладно, пусть берет, потом как-нибудь вернете. А еще и упрекают обиженного: как не стыдно жадничать! Но тогда обидчик может решить, что имеет право взять чужое, что это и не чужое вовсе, а его. А обиженный думает, что, раз его собственность можно так легко отдать другому, то и ему можно брать чужие вещи. Однако не стоит надеяться, что, осознав со временем границу между своим и чужим, ребенок не будет периодически испытывать ее на прочность. Но теперь, зная или догадываясь о неблаговидности своих поступков, всячески постарается скрыть факт кражи. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: чаще всего дети говорят, что нашли игрушку или что им ее подарили. И хотя, как правило, речь идет именно о краже, родители почти всегда наивно верят историям о щедрых друзьях по детскому саду и растяпах, беззаботно разбрасывающих по площадке кукол и коллекционные машинки. 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

• Если ребенок говорит, что нашел игрушку, предложите ему повесить объявление в детском саду или на площадке, опросить приятелей: вдруг найдется хозяин? 

• Если кроха утверждает, что игрушку ему подарили, расспросите поподробнее, как это произошло, кто подарил, сделал ли он ответный подарок. Обычно дети довольно быстро признаются, что взяли вещь без спросу. 

• Если вы уверены, что малыш взял какую-то вещь, но ему трудно в этом сознаться, подскажите, что ее можно незаметно положить на место, например: «У нас дома, видимо, завелся домовой и утащил мои духи. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». 

ВАЖНО: ругая чадо, вы добьетесь только того, что следующую кражу он совершить куда более осмотрительно. Тем более нельзя навешивать не него ярлыки, называя воришкой или пророчить ему криминальное будущее. Дайте понять, что украденное необходимо вернуть и извиниться. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если малышу трудно или стыдно сделать это самому, пойдите вместе с ним и поддержите его. Помогите крохе разобраться, почему он так поступил, задав ему наводящие вопросы: «Тебе хочется такую же Братс, как у Кати?» Объясните, что, даже если ему очень нравится чужая вещь, брать ее все равно нельзя. 

«СПИСОК МЕЧТ» 

Чтобы крохе было легче избежать соблазнов, предложите ему составить «лист желаний» и вписывать туда все заветные мечты, а затем обсуждать их осуществимость. Можно, например, делать это при помощи специальных значков: звездочка — быстро осуществимое желание, часики — придется немного подождать, елочка — давай попросим Деда Мороза, крестик — пока мы не можем это купить. Видя, что вы всерьез относитесь к его желаниям и по мере сил выполняете их, ребенок, скорее всего, перестанет пытаться воплотить их в жизнь нелегальным способом.анет пытаться воплотить их в жизнь нелегальным способом.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИГРЫВАТЬ?

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИГРЫВАТЬ?

Очень часто дети привыкают чувствовать себя центром вселенной, не понимают или не принимают наличие определенных границ, имеют завышенную самооценку и стремятся всегда добиваться своего. Как правило, такие дети — любимчики или единственные в семье. Именно они сложнее всего переносят поражение, для них это может стать настоящей трагедией, посягательством на самолюбие. 

 

Ребенок, не умеющий проигрывать, в момент поражения может замкнуться в себе или, наоборот, вести себя агрессивно, чувствуя обиду, вину, разочарование. Родители зачастую оказываются беспомощными, не понимая, как вести себя, когда ребенок вдруг начинает злиться, кричать, ломать игрушки, обижаться и винить других участников в несправедливости правил и т.д. Однако есть определенный ряд действий, которые могут помочь ребенку справиться с эмоциями, принять поражение достойно. 

 

➡ Принимайте ребенка вместе с его поражениями. 

 

Не критикуйте, не высмеивайте, не сравнивайте с теми, кто оказался сильнее. В такие моменты ребенку крайне важно чувствовать, что вы его принимаете, цените и любите даже проигравшим, и в этом нет ничего плохого, сам ребенок и ваше отношение к нему не станут хуже из-за поражения. 

 

➡ Покажите личный пример. 

 

Как правильно реагировать в таких неприятных ситуациях? Что нужно делать, а что делать не стоит? Ребенок не всегда четко понимает это, даже если ему много раз объясняли. Все потому, что у него перед глазами нет модели поведения или она не совсем корректна. Постарайтесь демонстрировать ребенку то, что вы хотели бы увидеть в его поведении. Дети от природы копируют взрослых, и им необходим образец для подражания. 

 

➡ Поддержите проигравшего. 

 

Поддержка в такие моменты крайне важна. Придумайте нужные слова (например: “Мне было тяжело обыграть тебя”), какой-нибудь приятный утешительный приз. Можно выработать ритуал: например, победитель пожимает руку проигравшему. 

 

➡ Покажите, что поражение — временное явление. 

 

После того, как ребенок проиграл, предложите поиграть в какую-нибудь игру, где он наверняка одержит победу. Не повезло в шахматах? Легко отыграется в крестики-нолики. Отлично демонстрирует это жизненное правило простая игра “Камень-ножницы-бумага”: здесь царит воля случая. 

 

➡ Беседуйте о поражениях вовремя. 

 

Очень важный совет: никогда не пытайтесь объяснить ребенку правильное отношение в момент поражения. Беседуйте с ним только когда он спокоен. Проиграв, он настолько погружен в свои переживания, что просто не способен вас услышать, правильно понять. Обсудите правила поведения и принципы коллективных игр во время прогулки или перед сном, в форме доверительного диалога. Расскажите ребенку о своем опыте поражений, как вы реагировали, что переживали. Можно также через сказку или историю донести до ребенка ваши мысли. 

 

Важно понимать, что адекватное отношение к поражениям формируется постепенно, оно не появляется после первой беседы или одного показательного выступления. Поэтому, если вашему ребенку трудно справиться с эмоциями проигравшего, наберитесь терпения и помогите ему разобраться во всем спокойно. Так, игра за игрой, он будет менять свое отношение, научится воспринимать результаты игры легче и сфокусирует внимание на самом процессе.


Семейная игра *К сожалению - к счастью*

Семейная игра *К сожалению - к счастью*

СЕМЕЙНАЯ ИГРА «К СОЖАЛЕНИЮ — К СЧАСТЬЮ»

Эта игра будет интересной и для взрослых, и для детей любого возраста. Она связана с позитивным поиском решения в разных ситуациях. Кто-то начинает историю — и та может длиться до бесконечности. 

Например:

— Однажды семья отправилась в поход. К coжалению... начался дождь.

— К счастью... младшая дочка захватила с собой зонтик.

— К сожалению... зонтик сломался, а дождь становился всё сильнее.

— К счастью... её брат умел чинить зонтики.

— К сожалению... он оставил дома все необходимые инструменты.

— К счастью... и т. д.

По очереди предлагайте различные выдуманные проблемы и ищите возможности их решения. В эту игру можно играть всей семьёй. Она особенно к месту во время долгих поездок.

Не спешите всё брать на себя. Дети куда способнее, чем мы обычно думаем. Побуждайте ребёнка самостоятельно искать ответы и решения в казалось бы безвыходных ситуациях.


Как научить ребёнка сосредотачиваться

Как научить ребёнка сосредотачиваться

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ

Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации. Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность cocpeдотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву "А", а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» - то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту.

Педиатры считают, что в возрасте 4-5 лет ребенок в среднем должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?

1. Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба. И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!

Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.

2. Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» - кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.

3. Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.

Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребёнку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.

Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше. Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.

4. Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание пазлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.


Рисунок семьи


Шагаем пальчиками. Развиваем мелкую моторику


Право, лево. Как не путать?


Как научить ребёнка общаться


Не традиционные способы рисования

Любое подручное средство в руках маленьких художников может стать инструментом для творчества! 


Практические советы по финансовой грамотности


Терапевтической сказки


Мудрый родитель


Адаптация в коротких штанишках


Почему дети разные?


Плохое поведение ребёнка после детского сада. Что делать? Поговорим об этом с родителями.


Учитесь говорить со своими детьми


Первый раз в детский сад!


Как нельзя наказывать дошкольника


ФРАЗЫ КОТОРЫЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ


Типичные ошибки воспитания


Дополнительные подразделы:

Адаптация ребенка в детском саду
Адаптация ребенка к детскому саду - это очень важный момент для психического развития дошкольника....
Скоро в школу!
Скоро в школу: что нужно знать родителям....
Возрастные кризисы
Родители, воспитывая детей, часто слышат слова кризис . Что же оно означает в связи с развитием ребенка?...
О воспитании
Консультации, буклеты, памятки для семей СОП

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Контакты

+375213623593
+375213623592
detsad.kohanovo1@tolochin.vitebsk-region.gov.by

Витебская область, Толочинский район, г. п. Коханово, ул. Оршанская, д. 97а
Открыть контакты

-Режим работы

Понедельник - пятница с 7.15 до 17.45 Выходной: суббота, воскресенье.

Рейтинг портал

Портал рейтинговой оценки

-QR-код учреждения

Для оценки качества предоставленных услуг на портале рейтинговой оценки

ПЕРЕВОДЧИК

Государственная символика Республики Беларусь

2025 - год благоустройства

-

pravo.by

-Будь рядом с ребенком

-

-

Закон Республики Беларусь 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» Ссылка: https://pravo.by/upload/docs/op/H12100099_1620939600....
Открыть раздел Политика обработки персональных данных
The LineAct Platform